Психологический портрет за две секунды (Тонкости психологии, выпуск 1)




В начале 90-х годов прошлого века двое психологов из Стэнфорда, их звали Налини Амбади и Роберт Розенталь, решили провести исследование невербального поведения преподавателей. Для этого они записали на видеокамеру выступления 39 преподавателей. Каждая видеозапись была очень короткой, около 10 секунд и на ней было видно только учителя. Других людей в кадре не было. Звук был полностью убран, ведь исследователей интересовали только проявления мимики и жестов.

Вот эти видеозаписи и было решено показать участникам эксперимента. Их просили посмотреть записанные кусочки лекций, а затем заполнить оценочный лист, который включал 15 характеристик человека. Участников эксперимента просили оценить каждого преподавателя по этим 15 качествам.

Удивительно, но участники были довольно единодушны в своих оценках. Были выявлены самые успешные преподаватели и самые неуспешные.

Тогда исследователи подумали, что 10 секунд видео без звука – это слишком просто. Видимо этого времени вполне достаточно для оценки человека. Поэтому было решено поэкспериментировать с менее продолжительными видеозаписями. Они сократили записи сначала до 8 секунд, затем до 5 и даже до 2! Оказалось, что даже двухсекундного отрезка вполне достаточно, для того, чтобы участники смогли вполне единодушно оценить преподавателей.

Это ещё больше удивило исследователей, и они решили провести ещё одну разновидность этого эксперимента. Они записали показания участников, которые смотрели эти видеозаписи, а затем они взяли ещё одну контрольную группу, которую на целый семестр отправили учиться к этим преподавателям. По окончании этого семестра, они попросили участников оценить работу этих преподавателей по тому же оценочному листу. И что вы думаете? Оценки были очень похожими! Получается, что человек за две секунды просмотра "немого кино" может получить такое же представление о человеке, что и те, кто учились у него на протяжении целого семестра.

Вот она, сила нашего бессознательного!

Позже, эти исследователи дели ещё две разновидности этого эксперимента:

В первом случае, они отвлекали участников. Для этого, в то время, как они смотрели эти видеозаписи, их просили запоминать ряды чисел. Удивительно, но и в этом случае они были довольно единодушны в своих суждениях.

В последнем варианте исследования участников просили очень хорошо подумать, прежде, чем дать ответ. И вот на этот раз исследователи получили удивительно разнообразные результаты. Единодушия больше не было. Все участники по-разному оценили преподавателей. В этом случае мыслительные процессы помешали составить правильное мнение о человеке.

Выводов можно сделать много. Например, можно сделать такой: иногда всё же стоит доверять своему бессознательному. Его суждения, хоть и базируются на интуитивных догадках, всё же нередко оказываются правильными.

Источник: психолог Роман Левыкин (http://helpmenow.ru/)

Комментариев нет:

Отправить комментарий